title

Праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня

27 сентября (14 сентября по старому стилю) — Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня.

Все это совершилось в дни правления великого царя Константина и матери его царицы равноапостольной Елены. Для христиан самое святое на земле — древо Креста Господня. Именно через это древо человечество получило спасение от грехов. Древо Креста проложило людям путь к вечности.

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».

В Православной Церкви праздник Воздвижения включен в число двунадесятых праздников.

По сравнению с другими двунадесятыми праздниками этот праздник имеет свои особенности, заключающиеся в том, что, с одной стороны, он напоминает о Величии и Торжестве совершенного Исусом Христом дела спасения людей, победы жизни над смертью, а с другой — о страданиях и крестной смерти Исуса Христа и о греховности людей. Почитание праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня началось, прежде всего, в Иерусалимской Церкви.

Оно возникло уже в IV веке, когда была еще свежа память о событии обретения, и затем получило распространение и по другим церквам — Антиохийской, Константинопольской, Александрийской, Римской. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Исус Христос.

Событие обретения Честнаго Креста.

После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, Святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками около 70 г. Святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Исус Христос. Император Адриан (117 — 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.

Обретение Честнаго Креста имело место в царствование св. равноапостольного Императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV в. равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Исус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также Святой Крест, чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над противником.

Сохранились три различные версии предания об обретении Креста. Согласно наиболее древней (оно приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и Честный Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.

Вторая версия предания об обретении Честнаго Креста. Обретение Креста и установление праздника Воздвижения состоялось благодаря, в первую очередь, святым равноапостольным Константину и Елене. Последнее подтверждается наличием особой памяти св. Константина и Елены в Синайском Канонаре IX–X вв. 15 сентября, то есть на следующий день после Воздвижения (установление этой памяти выражает ту же идею, что и установление памяти Пресвятыя Богородицы на следующий день после Рожества Христова или памяти св. Иоанна Предтечи на следующий день после Крещения Господня — сразу после события прославляются те лица, которые имели первостепенное значение для его осуществления).

С глубоким религиозно-духовным подъемом воспринимают верующие песнопения в праздник Воздвижения и от полноты сердца «едиными усты» поют краткую, но много выражающую церковную песнь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».